При попытке разобраться, кто же всё-таки прав, и какое оборудование следует купить, ламповый усилитель мощности или же устройство на более современных компонентах, новичок рискует навсегда погрязнуть в интернет - баталиях.

Сам вопрос, нужны ли ламповые усилители, сейчас звучит странно — соответствующие компоненты создавались на заре развития радиотехники, и отличаются ненадёжностью (стеклянная колба электровакуумного прибора по определению очень хрупка, да и срок службы этого устройства очень мал), большими размерами, высокими тепловыделением, энергопотреблением и стоимостью.

Перечисленные недостатки — лишь вершина айсберга, у его основания — ряд особенностей, которые делают высокие характеристики ламповой аудиоаппаратуры принципиально недостижимыми.

Отдельного упоминания заслуживают блоки питания ламповых усилителей — по своим габаритам, сложности конструкции и низкой надёжности они ничем не уступают основным устройствам.

Появившиеся во второй половине XX века полупроводниковые транзисторы, а позже — операционные усилители уже в самом начале своего существования позволяли избежать множества проблем, которые были неизбежны при использовании радиоламп. По мере развития технологии новые комплектующие по всем показателям превзошли своих предшественников. Как результат, ламповое оборудование перестало выпускаться и вышло из употребления.

В идеале аудиоаппаратура должна привносить минимальные изменения в воспроизводимый звук. Однако в реальности достичь этой цели сложно, а поэтому качественное оборудование стоит довольно дорого. Одновременно с этим музыка зачастую записывается при помощи не самых совершенных устройств, которыми к тому же управляют специалисты невысокой квалификации (это особенно характерно для произведений малоизвестных исполнителей-любителей или композиций, записанных в самом начале карьеры будущих звёзд шоу-бизнеса).

По этой причине многие испытывают сильнейшее разочарование, когда прослушивают любимые альбомы на высококачественной профессиональной аппаратуре. Производители звуковоспроизводящего оборудования знают о такой особенности, из-за чего намеренно используют технологии, которые искажают звуковую картину, но улучшают впечатления от прослушивания подавляющего большинства произведений. Ламповый усилитель звука всегда изменяет воспроизводимый материал, но некоторые считают, что в данном случае это идёт на пользу музыке.

Несмотря на то, что ламповые гитарные усилители до сих пор активно используются, применение электровакуумных приборов в другой профессиональной аудиоаппаратуре недопустимо. Современные микросхемы и транзисторы обеспечивают идеальное качество сигнала. В то же время един только выходной трансформатор (для лампового усилителя это обязательная деталь) производит настолько сильные искажения, что полностью закрывает дорогу электровакуумным приборам в мир звукозаписи.
Другой болезненный вопрос — питание лампового усилителя. Его компоненты очень «прожорливы», поэтому вряд ли когда-то на рынке появится портативное устройство с приемлемой продолжительностью работы от аккумулятора.

Человек слышит музыку ушами, а не измерительной аппаратурой. Физиологические возможности даже счастливых обладателей тонкого слуха ограничены. Индивидуальные особенности организма и осложнения, перенесённых в прошлом заболеваний снижают чувствительность к звуку. В результате многие не замечают сужения частотного диапазона и (или) нелинейность амплитудно-частотной характеристики, поэтому для них не имеет значения, что воспроизводит их любимую песню: высококачественный ламповый усилитель, недорогой музыкальный центр или студийные мониторы.

Характеристики современных транзисторов и операционных усилителей очень высоки, к тому же стоят они недорого. По этой причине относительно недорогая мультимедийная звуковая карта может превосходить по качеству воспроизведения лучшие ламповые усилители. Однако подобная ситуация противоречит жизненному опыту большинства людей. Действительно, как устройство за пару тысяч рублей может превосходить по своим характеристикам оборудование, приближающее по стоимости к подержанному автомобилю?

Вопрос цены отнюдь не праздный, когда речь заходит о построении качественной звуковой системы. Одним усилителем дело не ограничится. Также потребуются колонки и устройство воспроизведения (проигрыватель компакт-дисков, виниловых пластинок, цифро-аналоговый преобразователь). Даже один низкокачественный компонент, перечеркнёт смысл использования других, более дорогих элементов. Например, ламповый усилитель для наушников не придаст достойное звучание дешёвому смартфону.

Таким образом, хорошая аудиосистема стоит дорого, если же она включает в себя ещё и оборудование на электровакуумных приборах, цена увеличивается ещё больше, при этом впечатления от прослушивания не улучшаются. Правда, ситуацию может исправить лампово-транзисторный усилитель — его конструкция компенсирует недостатки устаревших комплектующих.

Некоторые решают собрать ламповый усилитель своими руками. Это может быть оправдано при наличии свободного времени и электромонтажных навыков. Поскольку обычно в данном случае собираются простые ламповые усилители, готовое устройство не сможет похвастаться высокими характеристиками. Однако сборка может стать интересным хобби, позволяет получить новые знания и развить полезные навыки. Нужные схемы ламповых усилителей находятся в свободном доступе в интернете.

Сборка лампового усилителя при должном внимании и аккуратности не вызывает проблем. Впрочем, это не означает, что найти нужные детали столь же легко. Сейчас соответствующие компоненты практически не выпускаются, поэтому придётся довольствоваться старыми складскими запасами или продукцией очень немногочисленных мелких компаний. Этих проблем можно избежать, если купить набор лампового усилителя, в котором уже содержится всё необходимое для сборки устройства.

Если желания смастерить самодельный ламповый усилитель не возникает, придётся воспользоваться услугами специализированных магазинов. Некоторые энтузиасты за относительно небольшую плату готовы собрать устройство на заказ. Впрочем, вне зависимости от способа покупки внимания достоин лишь однотактный ламповый усилитель. Только его конструкция реализует преимущества электровакуумных приборов. Двухтактные ламповые усилители сложнее, дороже, но зачастую лишены немногих достоинств более простых аналогов.